По следам Менделеева: сон науке не помеха

16.12.2011

«Ночные бдения» в канун сессии, которыми многие изнуряли себя в студенческие годы, стремясь за пару ночей выучить все то, что не было усвоено на протяжении целого семестра, не только вредны для здоровья, но и малоэффективны. Об этом свидетельствуют результаты исследования ученых из Гарвардского университета. Оказывается, для запоминания материала гораздо лучше вместо полностью бессонной ночи за учебником несколько раз вздремнуть в процессе зубрежки. Очень хорошо, если во сне приснится что-либо из прочитанного по предмету – это наиболее крепко отложится в памяти.

О том, что сон науке не помеха, а даже подспорье, лучше всего свидетельствует хрестоматийный пример из жизни великого ученого Д.И. Менделеева, автора периодической системы химических элементов. Все еще по школе помнят его знаменитую фразу о «вещем сне»: «Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги». Словом, сон этот из той же серии, что и яблоко Ньютона, и ванна Архимеда.

Но американские психологи из Гарвардского университета (Harvard University) экспериментально доказали, что короткий сон в процессе длительной мыслительной работы действительно заметно улучшает результат. В их опытах испытуемые садились перед монитором компьютера, и внимательно изучали изображение довольно сложного трехмерного лабиринта. После того как они однократно успешно проходили путь в лабиринте до указанного объекта (дерево), монитор выключали, и участники опыта на протяжении 5 часов могли заниматься чем угодно – желающие могли даже вздремнуть.

Затем их снова приглашали к монитору с изображением лабиринта, и психолог, указав точку в лабиринте, предлагал испытуемым найти кратчайший путь к дереву. Ученые отметили, что быстрее всех справлялись с заданием те из участников эксперимента, кто перед повторным опытом спал и при этом видел сны, связанные с лабиринтом. Те же, кто не спал во время пятичасового перерыва или спал, но снов, связанных с заданием не видел, справлялись с прохождением лабиринта заметно хуже.

«Мы считаем, что сны о лабиринте являются доказательством того, что мозг продолжал свою работу над решением задачи и во время сна. Мозг совершал свои попытки, используя воспоминания о первом прохождении лабиринта. Установленные во время сна ассоциации облегчали выполнение задания при второй попытке», – считает психолог Роберт Стикголд (Robert Stickgold).

 

Источник: www.health-ua.org






Гостевая книга, нет комментариев




ВНИМАНИЕ: все комментарии от незарегистрированных пользователей размещаются после проверки!





Советуем почитать:

25.10.2011

Что такое полифазный сон?

Что такое полифазный сон?

Кто из нас не сталкивался с катастрофической нехваткой времени? Когда уже валишься с ног от усталости, а дела еще не закончились. Попытки сократить сон до 5 или 7 часов приносят в основном только усталость.

26.09.2011

Как подарить себе 10 дополнительных дней сна в год

Как подарить себе 10 дополнительных дней сна в год

Установите для себя режим, которому отныне вы будете следовать. Получилось у кого-то, получится и у вас. Подарите себе дополнительные 5 часов в неделю, а если быть точным 10.8 дней в год и посвятите их выполнению всех необходимых для вас дел, которые вы обычно не успеваете сделать в течение дня.

22.09.2011

Как пережить последствия бессонной ночи?

Как пережить последствия бессонной ночи?

Веселая выдалась ночь. Вечером вы праздновали повышение по службе, а потом соседи решили залить вас водой. Так или иначе, поспать вам не удалось, а утром вставать на работу. Нужно как можно быстрее взбодриться. Как пережить предстоящий день? Мы подобрали для вас 10 советов, которые позволят вам быстро прийти в себя.

20.09.2011

Дремать не только приятно, но и полезно

Дремать не только приятно, но и полезно

Уже долгое время психологи всего мира говорят о том, что сон, обычный глубокий сон очень полезен для организма. За ночь все системы нашего тела восстанавливаются – и если не выспаться, то утром любой человек будет чувствовать себя не в своей тарелке. В результате ухудшается способность к решению сложных задач, математических вычислений, замедляется реакция, немного нарушается координация движений.