Некоторые люди могут быть бодрыми и после четырёх часов сна, а другие практически ничего не могут делать после столь короткого ночного отдыха. Ключ таких различий кроется в наших генах, говорят специалисты Американской академии неврологии.
Учёные проанализировали состояние людей с вариантом гена, тесно связанным с нарколепсией - расстройством сна, которое вызывает чрезмерную дневную сонливость. Однако наличие варианта гена под названием DQB1 *0602 не означает, что человек обязательно разовьёт нарколепсию: от 12 до 38 процентов людей с этим геном не имеют расстройств сна и считаются здоровыми. Для исследования были выбраны здоровые взрослые без варианта этого гена по сравнению со здоровыми участниками, которые имели подобную генетическую особенность, но не испытывали никаких нарушений сна.
В ходе эксперимента первые две ночи добровольцы провели 10 часов в постели и полностью отдохнули. Следующие пять ночей они прошли стадию хронической частичной депривации сна, когда им разрешалось спать всего 4 часа ночью. В оставшееся время при свете испытуемые могли читать, играть в игры или смотреть фильмы, чтобы бодрствовать. Качество сна, сонливость, память, внимание и способность противостоять сну в дневное время были проанализированы после.
Зафиксировано, что люди с вариантом гена DQB1 *0602, были более сонными и уставшими как после длительного, так и короткого сна. Такие люди просыпались в среднем 4 раза ночью после бессонных ночей и имели более раздробленные фазы сна, реже - глубокие стадии сна, указывающие на хорошее качество сна. Этот ген может служить биомаркером для прогнозирования, как люди будут реагировать на недостаток сна, который имеет значительные последствия для здоровья и затрагивает миллионы людей во всём мире, говорят медики. Ген имеет особенно большое значение для людей работающих в ночную смену, часто путешествующих через разные часовые зоны или просто теряющих нормальный сон из-за своих многочисленных производственных и семейных обязанностей.